Новости

Открытие XV Московских областных Рождественских образовательных чтений 24 Ноября 2017

Открытие XV Московских областных Рождественских образовательных чтений

23 ноября во дворце культуры г. Жуковский состоялось открытие XV Московских областных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Нравственные ценности и будущее человечества».

В торжественном мероприятии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, министр образования Московской области М. Б. Захарова, епископ Илиан (Востряков), епископы Видновский Тихон, Серпуховский Роман, Зарайский Константин и Луховицкий Петр, члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией, представители системы образования Московской области, члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, председатели и секретари Епархиальных отделов и комиссий, члены Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

От Ступинского благочиния на мероприятии присутствовали благочинный Ступинского церковного округа протоиерей Евгений Ряполов, ответственный по образованию и катехизации в благочинии священник Андрей Брагин, начальник Управления образования Ступинского муниципального района Г.А.Симонова, методист Информационно-методического центра И.И. Ипатова.

Участников собрания приветствовал глава городского округа Жуковский А.П. Войтюк.

Затем к собравшимся обратился митрополит Ювеналий: «Дорогие братья и сестры! Прежде чем я приступлю к изложению своих мыслей в связи с темой наших Чтений, хочу сердечно поблагодарить Андрея Петровича, потому что мне, как пожилому человеку, очень ценно отношение властей к сотрудничеству с Церковью. В этом году мы вспоминаем столетие начала страшных гонений на Русскую Православную Церковь, гонений, которых не видела история со времени прихода в мир Христа Спасителя. Но за последние годы нам удалось создать прекрасную атмосферу соработничества с государственной властью, во всей стране и в Московской области, на благо наших людей. И сегодня Андрей Петрович широко открыл двери не только своего сердца, но и этого замечательного города для нас, для нашей работы. Я рад приветствовать Марину Борисовну, которая неизменно выступает в качестве модератора на наших Рождественских чтениях.

Преосвященные Владыки, отцы и братия, все участники нашей встречи, позвольте мне горячо и сердечно приветствовать каждого из вас. Может быть, Рождественские чтения и не запомнились бы, если бы проходили один раз в каком-то одном месте. Трудно, наверное, было бы найти такое место, где смогли бы вместиться все желающие. Но у нас существует прекрасная модель. Международные Рождественские образовательные чтения будут открываться в Москве, в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом, для всей Русской Православной Церкви. А мы в Московской области начинаем Рождественские чтения задолго до Рождества Христова, чтобы идеи Чтений дошли до каждого студента, учащегося, до каждого христианина, до каждого жителя Подмосковья. Мероприятия Чтений проходят в каждом благочинии, после чего мы вместе собираемся, чтобы подвести итоги. Таким образом, к моменту, когда будут проводиться Рождественские чтения в Москве, наши жители, наши христиане уже войдут в тему Чтений.

Прежде всего хочу всех вас поздравить с тем, что наш церковно-школьный образовательный форум открывается в пятнадцатый раз. Это является само по себе свидетельством того, насколько значимый путь пройден нами вместе в деле соработничества на ниве просвещения и воспитания.

В минувшие годы Подмосковные Рождественские чтения имели разные темы для обсуждения, однако, Вы согласитесь со мной, что при рассмотрении любого из направлений развития церковно-школьного сотрудничества мы всегда неизменно обращали особое внимание на значение нравственности в деле формирования подрастающего поколения. Поэтому можно сказать, что мы подходим к проблематике нынешних чтений с определенными наработками.

С другой стороны, нельзя не констатировать, что в движении мировой общественной мысли в последние годы со все большей отчетливостью стали проявляться тенденции, имеющие своей целью размывание этических ценностей, осмеивание традиции и, в конечном итоге, отрицание объективной границы между добром и злом. Данное обстоятельство не может не вызывать у нас серьезного нравственного беспокойства и побуждает к консолидации созидательных усилий, направленных на предотвращение разрушительного напора релятивистского поветрия. Ведь выбор темы Рождественских чтений в этом году не случаен. Она призвана обратить внимание на то, что существование человечества вне нравственности - невозможно и погибельно.

На протяжении более чем десяти веков православие является тем духовным источником, из которого наш народ черпает жизненные силы. Даже в период гонений на веру некоторые религиозные нравственные установки фактически преподавались в составе «морального кодекса», хотя его составители возможно и не отдавали себе в этом отчета. И это понятно, поскольку именно через созидание личностных устоев путем воспитания на основе абсолютных ценностей достигается предотвращение господства хаоса и распада в жизни людей.

Уникальной особенностью человека является наличие у него совести, как способности выносить нравственное суждение о своих поступках. Критерием в данном случае является понимание сущности греха, как нарушения Божиих заповедей, или, если говорить по-светски, сути этических норм. Однако, не будем забывать, что подчас голос совести может звучать очень слабо или быть вовсе подавлен. История дает тому немало примеров.

Сегодня часто доводится слышать, что человек абсолютно свободен в поиске самовыражения. Поэтому де, если закон не нарушен, то можно творить что угодно. Некоторые даже добавляют, что и юридические установления уже нуждаются в расширении и пересмотре, поскольку якобы ограничивают проявления индивидуальности.

Грех – это поступок, связанный с ошибкой нравственного выбора. И истинная свобода человека как раз заключается в способности осознанно воздерживаться от зла. Этот путь открывает неограниченные возможности духовного самосовершенствования.

Замечательный богослов XIX века святитель Феофан Затворник писал, что в процессе воспитательной деятельности, необходимо обращаться к уму, воле и сердцу ребенка, чтобы помочь ему не только осознать, прочувствовать и духовно усвоить приверженность идеалам добра, но и взрастить готовность им решительно следовать и бесстрашно их отстаивать.

К сожалению, в наши дни такое явление как прельщение злом является повседневной реальностью. Не знаю, нужно ли приводить много примеров? Через интернет, средства информации, массовую культуру и безответственные выступления некоторых, пользующихся своей известностью людей, детям и молодежи разными способами предлагаются, если можно так выразиться, «перевернутые ценности». Говорится о целесообразности сексуального раскрепощения и несовременности целомудрия, о смехотворности трудолюбия и привлекательности безделья, об относительности патриотизма и незначительности национальных традиций. Этот список можно продолжать бесконечно. Наша общая задача состоит в том, чтобы средствами воспитания противостоять упомянутой разрушительной тенденции.

Христианский учитель древности, святой Иоанн Кассиан писал, что никто не может быть прельщен злом, кроме того, кто сам подчинится ему. Значит, для выбора верного пути в жизни молодому человеку необходимо иметь соответствующее мировоззрение и уверенность в его правильности.

В этой связи хочется предостеречь от наблюдающейся сегодня чрезмерной увлеченности соревновательностью. Подчас кажется, что удовлетворение гордыни и тщеславия любыми средствами являются, с точки зрения многих, единственной целью в жизни.

Мне же, со своей стороны, хочется призвать к тому, чтобы воспитательный дискурс со всей определенностью продолжал включать такие понятия как целомудрие и чистота, честь и благородство, честность и скромность, наконец, добродетель и благочестие. Исключительно важно также взращивать в сердцах молодых беззаветную преданность Родине и уверенность в высоком достоинстве усердного труда.

Со словами особой благодарности хочу обратиться к профессору Людмиле Леонидовне Шевченко. В результате многолетних усердных трудов возглавляемого ею коллектива педагоги имеют надежную опору в виде целого корпуса учебно-методических комплектов, охватывающих все возрасты учащихся – от детского сада и до высших учебных заведений. Эти материалы ориентированы не только на приобщение детей и юношества к культурному наследию православия, но и помогают обрести верные нравственные ориентиры. Неслучайно в центре педагогической концепции Людмилы Леонидовны как православного мыслителя мы видим обращение к учению святого апостола Павла о любви. В Первом послании к Коринфянам он пишет: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8). Если же любви не имею, - то я ничто, - с предостережением говорит апостол (см.: 1Кор. 13:2).

Действительно, если говорить о воспитании нравственности в сконцентрированном виде, то целью является возгревание в сердцах детей и юношества любви к Богу и к людям. Если эта цель будет достигнута, то остальное приложится. Будем же решительно и усердно идти по этому пути.

В заключение хочу сердечно поблагодарить педагогов и священнослужителей, которые увлеченно, не жалея сил участвуют в просветительском соработничестве Церкви и школы, и пожелать участникам Подмосковных Рождественских чтений успехов в работе».

С докладом выступила министр образования Московской области М. Б. Захарова: «Ваше высокопреосвященство, дорогой Владыка! Уважаемые участники! Рада приветствовать Вас – уважаемых участников и гостей на открытии ежегодных областных Рождественских образовательных чтений!

Пятнадцать лет назад, у истоков начала доброго пути, выбранного нами совместно с Вами, дорогой Владыка, образованием Подмосковья была поставлена четкая задача – вести процесс возрождения нравственности, духовности и веры: духовная культура сегодня возвращается в отечественное образование, занимая достойное место, просвещая умы, сердца наших детей ценностями добра, любви, милосердия.

Областные образовательные Рождественские Чтения всегда возвещают «слово доброе», повышая уровень добра, мудрости, внимания к людям. Вот уже на протяжении пятнадцати лет в рамках совместных мероприятий, объединяющих сотни тысяч детей и подростков, их родителей, педагоги, наставники, благочинные много добрых слов обратили к душам, сердцам, к разуму подростков и юношей.

Особенностью Рождественских чтений всегда было участие единомышленников, соратников.

За годы своего существования Рождественские Чтения в Московской области обрели свою историю, традиции, но неизменным остается их актуальное значение, глубокий анализ пройденного пути и определение вектора развития на ближайшее будущее.

Среди тем Рождественских Чтений прошлых лет можно назвать «Любовь к родному краю»; «Вместе возрождаем Россию»; «Трудимся на благо Отечества»; «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения»; «Семья в современном мире»; «Молодежь – будущее России»; «Традиции и новации: культура, общество, личность»; «1917-2017: уроки столетия».

Темы каждого года носили яркий духовно-нравственный характер, их работа всегда активизировала наше соработничество по формированию нравственных ценностей у подмосковных детей, их родителей, учителей.

15 лет – это уже небольшая история форумов, неизменно включавших в себя большое число разноплановых мероприятий муниципального уровня и уровня образовательной организации, проводимых совместно с благочинием.

Тема Рождественских чтений этого года «Нравственные ценности и будущее человечества» созвучна тому направлению деятельности, которое выбрала Подмосковная система образования в соработничестве с Московской Епархией Русской Православной Церкви в 2001 году.

Это путь, направленный в будущее, которое мы формируем сегодня в настоящем, анализируя и объясняя уроки истории, уроки прошлого.

Кто-то из великих (эта мысль приписывается и Гегелю, и Ключевскому) однажды сказал: «Единственное, чему мы можем научиться у истории, - это тому, что она никого ничему не учит». И добавлял: «А только наказывает за незнание уроков». Все уроки истории являются уроками нравственности.

Вечность и актуальность нравственных ценностей бесспорна. На всех этапах развития человечества под разным углом зрения и с разной глубиной постигалась категория понятия «нравственность». По-разному интерпретировался термин «нравственное воспитание». Владимир Мономах, великий князь Киевский, в своих «Поучениях», вошедших в Лаврентьевскую летопись, давал своим сыновьям и современникам ряд наставлений:

« …не забывайте Бога,
гордости не имейте в сердце и уме,
старых людей уважайте,
на войну выйдя, не ленитесь,
лжи остерегайтесь,
напоите и накормите просящего…
Убогих не забывайте,
подавайте сироте и вдовицу рассудите сами…
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…
Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите».

В «Поучении» князь рассказывает, что свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Его волнует проблема нравственной ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие.

С чем можно сравнить нравственность и чему уподобить? Мыслители разных эпох разносторонне и образно трактовали это понятие. И, если спросить сейчас каждого из нас о понятиях ценности, ответов будет много, разных, но все они будут объединены, прежде всего, превосходной степенью человеческой порядочности и добродетели. Основы этого закладываются в наших детях семьей, школой, Церковью.

В 2001 году был подписан договор о сотрудничестве Московской епархии Русской Православной Церкви и Министерства образования Московской области, который определил направления мероприятий с благочинием.

Совместно со священнослужителями ежегодно проводятся обучающие мероприятия: классные часы, посвященные Святым Русской и Московской земли; конкурсы сочинений; детские утренники, областные родительские собрания на темы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения, встречи Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководителями муниципальных органов управления образованием Московской области, открытый урок «Духовные родники Подмосковья», научно-практические конференции, выставки «Православное Подмосковье», олимпиады по учебному предмету «Духовное краеведение Подмосковья». И каждый год вносит новые формы и направления в эту работу.

Для обобщения имеющегося опыта соработничества, теоретических и практических материалов, ежегодно к Рождественским чтениям издается книга, в которой представлены работы педагогов образовательных организаций Московской области и священнослужителей, посвященные темам духовно-нравственного воспитания и образования, позволяющие осмыслить общие задачи духовно-нравственного воспитания и обоснования их актуальности.

Необходимо отметить, что сборник 14 Московских областных Рождественских образовательных чтений носит принципиально иной характер и включает научно-теоретические статьи, в которых осмысление темы «1917-2017: уроки столетия» представлено работами авторов разных звеньев системы образования Московской области: учителями школ, педагогами вузов Московской области и священнослужителями – преподавателями Коломенской духовной семинарии.

Важным событием 2017 года является столетие Великой Октябрьской социалистической революции и, как и сто лет назад, общество пытается ответить на вопрос о том, чем стала революция для нашего народа – великим злом или великим благом. Однако события планетарного масштаба очень редко могут быть оценены как однозначно положительные или однозначно отрицательные: они объективны.

Выступая 3 ноября прошлого года на X юбилейной ассамблее Русского мира, Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл высказал поразительно мудрую мысль: «…Будем помнить, что история – это прошлое, то, что уже прошло. А прошлое не должно людей разъединять».

Эти слова позволяют по-новому отнестись к осмыслению уроков истекшего столетия, в каждом из них найти моменты, способствующие духовному единению нашего народа. Уроки в школах, внеаудиторные мероприятия со студентами, научно-практические конференции и встречи – были не только полем идеологических и идейных споров по оценке одного из величайших исторических событий XX века, но и стали основой для гуманистических устремлений, настроя на сотрудничество, гражданственность, патриотизм.

За каждой датой, за каждым мероприятием стоят глубокие раздумья Министерства образования Московской области, Московской Епархии Русской Православной церкви, каждого образовательного учреждения и каждого педагога о новых формах духовно-нравственной работы с обучающимися, о том, как донести нравственные ценности, привить духовные традиции, передать гуманистическое культурное наследие подрастающему поколению.

Все это, в дополнение к основным вехам соработничества, представлено в сборнике к Пятнадцатилетию Московских областных Рождественских чтений «Возвещая слово доброе».

Традиционно каждый участник Чтений получит эту книгу в подарок на закрытии Рождественских чтений, которое состоится 14 декабря 2017 года в городе Щелково.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности говорит о том, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Опора на нравственные духовные ценности, традиции народа, на духовные подвиги наших великих земляков – основа деятельности системы образования Московской области по обучению и воспитанию подрастающего поколения, формированию активной жизненной позиции юных граждан и патриотов нашей страны.

Главным условием в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективное педагогическое взаимодействие различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

Уважаемые коллеги! Мы должны помнить, что опора на нравственные духовные ценности, традиции народа, на духовные подвиги наших великих земляков — основа деятельности системы образования Московской области.

Важно связать вопросы воспитания, обучения, образования детей и подростков с вопросом преемственности поколений и передачи сегодняшним молодым людям, вступающим в жизнь, начинающим осознавать себя, всего комплекса не только научных знаний, но и культурных ценностей, нравственных традиций, духовных принципов и заповедей. Открыть для школьников богатый духовный мир наших предков, показать святыни, воспитать их гражданами и патриотами своего Отечества – долг и нравственная обязанность педагогов.

Современная действительность – это время глобализации мира, конкурентной борьбы национальных экономик и многое зависит от активности самого человека.

Тема личных достижений как ценности уверенно входит в нашу жизнь, определяя будущее и конкретного человека, и общества в целом.

Очень важно, чтобы формируя свое представление об успехе, новое поколение руководствовалось духовно-нравственными ценностями, оставленными нам лучшими представителями российского общества, начиная с глубоких исторических времен: подвижниками, тружениками, защитниками Земли русской, учеными и мыслителями, общественными и государственными деятелями.

Понятие «активный гражданин» дает нашим юным согражданам правильное понимание социальной активности как ответственного отношения ко всему, что его окружает.

Не могу не согласится со словами министра образования и науки Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой: «Когда моё поколение было студентами, у нас вопрос о «технологии успеха» вообще не стоял. Мы все тогда хотели жить интересно и с пользой. Думаю, что «линия успеха» в этом и заключается… Всё делать надо искренне, и тогда обязательно придёт успех», – отметила она, отвечая на вопросы студентов в ходе ежегодной встречи в ноябре этого года. Научить будущее поколение ответственности за поступки, искренности, доброте и пониманию главных ценностей в жизни – ключевые приоритеты нашей работы.

Большое социально-воспитательное значение в духовно-нравственном становлении человека имеет система дополнительного образования. Многоплановая работа в этом направлении ведется образовательными организациями Московской области.

Обновленная форма приобщения наших юных сограждан к активной деятельности, самостоятельности и ответственном выборе своих идеалов – эта работа лагерей православной и краеведческой направленности, где дети и подростки участвуют в восстановлении православных святынь – часовен, храмов, святых источников, посещают храмы, соборы, монастыри, места боевой славы, знакомятся с историей развития христианства на Руси.

Уважаемые руководители! Эту работу необходимо активизировать совместно с благочинием в каждом муниципальном образовании, в каждой образовательной организации!

Важную роль в знакомстве молодёжи с историей и культурой родного края играет туристическая деятельность.

Нами совместно с областным Министерством культуры и органами местного самоуправления разработаны карта культурно-туристических маршрутов Подмосковья и календарь посещения школьниками социально-значимых и культурно-исторических объектов Подмосковья, которые играют важную роль в знакомстве молодёжи с историей и культурой родного края, способствуют формированию патриотизма и приобщению к духовно-нравственным ценностям.

В Перечень музеев Подмосковья для посещения обучающимися входят Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Троице-Сергиева Лавра, Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей на территории Саввино-Сторожевского монастыря, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Зарайский Кремль, Дмитровский Кремль.

Приятно отметить, что с каждым годом число детей, посетивших культурно-исторические объекты, неизменно увеличивается, и надеюсь, что работа по данному направлению будет продолжена.

Хочу подчеркнуть, что важную роль в духовно-нравственном, культурном воспитании подростков играют школьные музеи – подлинные хранители исторической памяти.

Участие обучающихся в поисково-собирательной работе, проведении экскурсий в музеи, тематических вечеров, конференций способствуют духовному обогащению детей и подростков, помогают приобщиться к великой истории нашего народа.

Уверена, что только совместные усилия, только комбинированные проекты с привлечением различных структур, только большая и планомерная работа совместно с Московской епархией Русской Православной Церкви, с участием благочиния каждого муниципального района Московской области, создадут то поле духовности и культуры, которое и будет оказывать стержнеобразующий компонент воспитывающего образования, который принесёт ожидаемый результат.

В реализации таких проектов, в их создании велика роль педагогов, образовательных организаций совместно с благочинием.

Изучение истории монастырей, храмов, привлечение обучающихся к посильной и разумной деятельной помощи – перспектива развития нравственного потенциала школьников. Ожидаем большую помощь в создании таких проектов от Ассоциации преподавателей духовно-нравственной культуры и надеемся услышать о новых наработках в ходе предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры.

Также рассчитываем на масштабные интеграционные проекты для участия в конкурсе «За нравственный подвиг учителя».

Органам управления образования, руководителям образовательных организаций необходимо присмотреться к работе педагогов, воспитателей, определить наиболее интересные и перспективные конкурсные наработки и начать формировать базу возможных конкурсантов 2018 года.

Сегодня мы будем чествовать победителей регионального этапа 2017 года Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Хочу отметить высокий уровень представленных проектов, практическую значимость конкурсных разработок и несомненную важность проделанной конкурсантами работы. Это хороший результат!

Важно сохранить положительную динамику и в 2018 году.

О том, что образование сегодня должно быть подчинено задачам воспитания, напоминает нам и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

В ней отмечается необходимость полноценного использования в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей. Несомненно, особое место в этом ряду должны занимать предметы духовно-нравственного цикла, которые самим своим содержанием несут огромный воспитательный потенциал.

Изучение предметов духовно-нравственного цикла в Московской области – база сформированной и стройной системы духовно-нравственного воспитания нашего региона.

Особая забота каждого педагога – нравственное пространство школы. Отличительная черта – благоприятная обстановка и общение, в которой ребенок не «собьется с пути истинного», а «сложные дети» смогут обрести уверенность в своих силах, смогут развивать высокие интеллектуальные способности и нравственные устои.

Очень важно в нынешней очень сложной во всех отношениях жизни защитить обучающихся, воспитанников от всего негативного, обеспечить нравственную безопасность и воспитать достойными и нравственными людьми.

Также важно достучаться до сознания родителей. Взаимопонимание и взаимодействие с родителями каждого ученика – обязательное условие эффективного духовно-нравственного обучения детей.

Мы должны помнить, что назначение каждого детского сада, каждой школы – быть духовно-просветительским образовательным центром для детей и их родителей.

Образованный, высоконравственный и воспитанный молодой человек обязательно добьётся успеха в жизни и принесет пользу обществу.

Сегодня для всех нас состоится важное событие – в продолжение и развитии Договора 2001 года мы выходим на новый уровень постановки задач и определения перспективных решений – подписывая Соглашение о сотрудничестве, которое включает современные направления и формы соработничества, созвучные развитию общества.

Задачи Договора 2001 года выполнены, и хочу выразить уверенность в том, что и в дальнейшем наши шаги по духовно-нравственному воспитанию и образованию обучающихся будут идти в тесном взаимодействии и соработничестве с благочинием.

Прошу вас, уважаемые руководители органов управления образованием, инициировать подписание соглашений о сотрудничестве с местным благочинием, учитывая основные направления и формы соработничества.

Типовое соглашение, разработанное юристами Министерства и епархии, будет направлено и в муниципалитеты для организации дальнейшей работы.

Завершить свое выступление я хочу любопытной историей об интервью, взятом когда-то у великого Альберта Эйнштейна.

Знаменитого физика спросили о том, какая задача, по его мнению, стоит сегодня перед человечеством? И Эйнштейн сказал, что, прежде всего, надо решить для себя, дружественной ли человечеству средой является Вселенная. Ибо если дать на это отрицательный ответ, то в стремлении воевать и порождать все новые средства уничтожения – человечество погубит само себя. А положительный ответ открывает для него путь неограниченного развития. И от этого выбора зависит сама возможность для человечества иметь надежду на будущее.

Вот и мы, ежедневно встречаясь с нашими обучающимися, учим их быть дружественными своей маленькой вселенной – группе детского сада, классному коллективу, студенческой группе, учим их тем духовно-нравственным ценностям, без которых маленький человек никогда не сможет стать достойным членом общества, учим их тому, что каждое утро каждый из нас должен, как сказал Антуан де Сент Экзюпери «привести в порядок свою планету».

И я от всей души желаю, чтобы наши дела были радостными и одухотворенными, дарили нам только самые теплые чувства и пробуждали в наших детях ту сопричастность высоким духовным и культурным ценностям, которые дают ощущение единства нации и побуждают к высокому гражданственному служению».

Затем митрополит Ювеналий и М. Б. Захарова подписали соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Московской области и Московской епархией.

В основной части мероприятия вниманию участников и гостей были представлены следующие доклады:

  • «Нравственные уроки революции 1917 года». А. Б. Мазуров, ректор Государственного социально-гуманитарного университета, депутат Московской областной Думы, профессор, доктор исторических наук;

  • «Евангельские истины – основа духовно-нравственного воспитания детей и взрослых». Протоиерей Борис Балашов, духовник Православной классической гимназии «София» Клинского района;

  • «Православные традиции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения». Л.В. Старых, доцент, заместитель декана педагогического факультета Государственного гуманитарно-технологического университета;

  • «Духовно-нравственное наследие новомучеников и исповедников Церкви Русской». Священник Димитрий Полещук, преподаватель Коломенской духовной семинарии.


  • Митрополит Ювеналий и М. Б. Захарова наградили лауреатов регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» грамотами. Его Высокопреосвященство наградил старшего научного сотрудника Гжельского государственного университета В.В. Никонова своей благодарственной грамотой.

    Подводя итоги заседания, митрополит Ювеналий сказал: «Дорогие друзья, мы проводим Рождественские чтения раз в году, поэтому для руководителей города, духовенства, педагогов организовать эту встречу – большой подвиг. Конечно, мы были под мудрым руководством нашего модератора, Марины Борисовны, которую мы тоже сердечно благодарим.

    Мы встречаемся не в первый раз. Сегодня было подписано соглашение о нашем сотрудничестве, но ведь мы сотрудничаем более чем полтора десятилетия. Возникает вопрос: зачем сегодня было подписывать соглашение? Когда мы это делали в первый раз, то мы еще не знали наших возможностей, не знали, каким путем мы пойдем, какие будут успехи, какие трудности. А сейчас мы идем уже столбовой дорогой, и это заметно по выступлениям, которые мы сегодня услышали. Трудно было даже отличить, кто выступает: представитель Церкви или представитель науки. Мы прониклись нашей общей ответственностью. Я знаю, что это сделать не так легко: нелегко и духовенству идти в школы и высшие учебные заведения, потому что наши священники, имея призвание к служению Церкви, не были все достаточно приготовлены к этому новому служению, к общению с мирянами в учебных заведениях; нелегко и педагогам. Я думаю, что когда они десять назад услышали, что нужно сотрудничать с Церковью, то, наверное, не знали, что нужно делать и для чего. А теперь мы чувствуем, что мы братья и сестры, у нас общие задачи, у нас одна Родина и мы составляем один народ. Поэтому хочется выразить глубокую признательность и педагогам, и священнослужителям Московской области, которые нашли друг друга, нашли общий путь воспитания детей и молодежи. Я думаю, что от этого выигрывает наша Родина. Храни Вас всех Господь!»

    Программа мероприятия завершилась пением кондака Рождеству Христову.



    Фотографии

    Возврат к списку


    Обсудить новость на форуме, создать новую тему.