- Жизнь благочиния
- Просветительский центр
- Образование
Священномученик Михаил родился 2 сентября 1874 г. в селе Богородское-Кишкино Серпуховского уезда в благочестивой семье Алексея Федоровича и Александры Романовны Успенских. Отец его служил пономарём в местной Казанской церкви.
По причине бедности семейства молодой Михаил не имел, подобно своим сверстникам из духовных семей, возможности обучаться в духовных заведениях, но получил образование в доме своего отца. В 1900 г. Михаил Успенский женился на дочери псаломщика Преображенской церкви села Савельево Павла Виноградова Евдокии. Свадьбу сыграли 8 ноября, венчал молодых священник Преображенской церкви Алексий Черневский. Сразу после свадьбы молодая семья перебралась в село Савельево, где проживала в доме тестя. В 1901 г. у них родилась дочь Клавдия, а через год сын Александр. В 1904 г. семья Успенских переселилась в соседнее село Авдулово, где появилась вакансия на место псаломщика при местной Покровской церкви. В следующем, 1905 г., Михаил Успенский успешно сдал экзамены на псаломщика, а в 1907 г. был официально зачислен в штат Покровской церкви. Во время I Мировой войны Михаил Алексеевич призывался на фронт, но в боевых действиях не участвовал. Всё время службы он занимал должность заведующего складом. В 1917 г. возвратился к своему семейству, которое состояло тогда из супруги Евдокии Павловны и детей Клавдии, Александра и Зинаиды.
До Октябрьского переворота семья Успенских имела приличное состояние, в их владении находились 36 десятин земли, несколько десятин леса, домашний скот и дом 8 Х 8. Всё это свидетельствовало о трудолюбии псаломщика. С момента революции семья Успенских начала терпеть гонения от новых властей, с 1917 года его лишают избирательного права (до 1936), отбирают лес, землю, подвергают всяческим унижениям. Но он не бросил свой духовный путь, но направил все силы на служение Богу и Его Святой Церкви. 2 февраля 1920 года он был рукоположен в сан дьякона, а через несколько лет стал преемником протоиерея Ильи Лебедева, став настоятелем Покровской церкви.
В период коллективизации семья священника подвергалась раскулачиванию, сельсовет отобрал корову, лошадь, а оставшееся хозяйство обложил непосильными налогами. За невыполнение госпоставок отца Михаила несколько раз судили: в 1932 г. он был оштрафован на 1000 рублей, дважды в 1933 г., оба раза оштрафовали также по 1000 рублей. В 1933 г., так как отец Михаил не смог оплатить эти огромные штрафы, то его вновь судили, и приговорили к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Священник по поводу этого приговора обращался с жалобой в ЦИК, там приговор отменили, но конфискованный дом ему так и не вернули. Несмотря на гонения, священник не оставлял своего служения, но при любом удобном случае обращался с проповедью к сельчанам, что нельзя оставлять веру отцов. Так один из колхозников впоследствии обвинял его: «Моя дочь, говорил колхозник, меня как-то спросила, что она будет молиться Богу, говорила, что этому её научил поп Успенский». Вокруг протоиерея Михаила, как духовного батюшки собиралось множество людей, в основном, изгнанные священнослужители, странствующие монахи и монахини из разорённых обителей, да и просто пришедшие за духовным утешением. Все они находили прибежище и приют в доме отца Михаила. По этому поводу местные власти с раздражением требовали, чтобы он официально прописывал всех прибывающих у него. На это требование Председателя Доркинского сельсовета он дерзостно отвечал: «Это не конституция, а для православных приговор. Как в Бортниково попа взяли, и в Старом тоже, такая жизнь дикая настала, вот поэтому ко мне ходит народ советоваться о дальнейшей жизни». Ближайшим помощником отца Михаила был Василий Трофимов. Василий Трофимович Трофимов родился в 1876 г. в селе Желтухино (Авдулово 2) в зажиточной крестьянской семье. Окончил 3 класса церковно-приходской школы. В 1896 г. женился на девице из села Горностаево Натальи Савельевне. В 20-х годах его супруга видимо умерла, и он женился второй раз. Хозяйство его крепким и зажиточным. Во время коллективизации был приговорен к принудительным работам и 75 руб. штрафа. После этого вступил в колхоз. В 1933 г., для того чтобы отобрать у Трофимова часть имущества его из колхоза исключили, а сельсовет установил на его хозяйство «твёрдое задание». После раскулачивания его вновь приняли в колхоз. В 1936 г. избрали на должность Председателя Авдуловского колхоза «15-я годовщина Октября». Всё время своей жизни Василий Трофимович постоянно посещал церковь, даже во время своего председательства прислуживал в алтаре и пел на клиросе. После ареста отца Михаила, в местном НКВД было заведено дело и на него. 21 января 1938 года он был арестован и приговорён тройкой к 10 годам лагерей. Отбывал срок в БАМ-лаге. Вернулся в 1948 г. Умер в 1954 г. Похоронен на кладбище села Авдулово.
Дружба отца Михаила Василием Трофимовичем была давней, свидетельством этому было то, что 27.08.1914 г. тогда еще псаломщик Михаил Успенский был восприемником сына Василия Трофимова Петра.
В ноябре 1937 г. на протоиерея Михаила Успенского завели уголовное дело. 23 и 24 ноября в Малинское НКВД вызывали и допрашивали свидетелей, которые дали показания об якобы антисоветской и контрреволюционной деятельности отца Михаила. Так один из свидетелей говорил: « К Успенскому на дом ходят дети школьного возраста, с коими он читает молитвы, моя дочь как-то у меня спросила, что она будет, молится Богу, так лучше будут усваиваться уроки, и когда я у неё спросил, она мне говорила, что это её научил поп Успенский». А далее этот лжесвидетель добавил: « Благодаря антиколхозной деятельности Успенского и Трофимова колхозы нашего сельсовета всё лето находятся в прорыве, так как в религиозные праздники колхозники ходят в церковь». Другой лжесвидетель обвинял отца Михаила в клевете на Сталинскую конституцию, он показывал, что живёт рядом с домом Успенских, и ему «…часто приходится иметь разговоры, при которых он хотя и сдерживается, но и то видно, что ждёт перемены власти, и прихода к власти фашистов, как он их называет арийцев.…Так, в разговоре с ним по вопросу конституции он, гнусно клевеща против советской власти, говорил: « Конституция говорит, что свобода отправления религиозного культа, - это обман народа, ведь религия сейчас находится в подполье». Обвиняли также отца Михаила, что он распространял слухи о грядущее войне, один из свидетелей показывал, что в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы во время проповеди он говорил следующее: «Не забывайте Церковь, в будущей войне вас может спасти только Святая Церковь, не слушайте большевистских враков! Они пишут, что Церковь может свободно служить, а сами закрывают церкви, одну за другой».
Собрав требуемые показания для ареста, 5 декабря в Малинском НКВД выписали ордер на арест, и отец Михаил был арестован, в его доме проводился обыск, но ничего не обнаружили, кроме переписки. В тот же день 5 декабря протоиерея допросили.
- Следствие располагает материалом, подтверждённым свидетельскими показаниями в том, что вы среди окружающего населения вели антисоветскую агитацию. Дайте следствию правдивые показания по этому вопросу, заявил следователь.
- Нигде, и никогда против советской власти я не говорил. Наоборот, я, должен за советскую власть молиться Богу.
- В сентябре этого года, около церкви, в присутствии верующих крестьян, Вы высказывали враждебность к мероприятиям советской власти в построении железной дороги. Признаёте это?
- Не признаю. Хотя попам настала очень плохая жизнь: идёшь, так никто не здоровается, а даже отворачиваются.
- Привожу выдержки из показаний свидетелей о вашей антисоветской и контрреволюционной деятельности среди населения. Признаёте, что вы так говорили?
- Все приведённые выдержки из показаний свидетелей о моей антисоветской деятельности среди населения я отрицаю, так как я таких слов нигде не говорил.
- Вам предъявлено постановление о привлечения вас в качестве обвиняемого в преступлении, предусмотренном ст.58 п. 10 ч. УК РСФСР. Обстоятельства преступления изложены в прочитанном вам постановлении. Признаёте ли вы себя виновным?
- В предъявленном мне обвинении виновным не признаю».
8 декабря дело на протоиерея Михаила Успенского было направлено на рассмотрение тройки при УНКВД. 9 декабря тройка приговорила страдальца к расстрелу. Казнён священномученик был 19 декабря 1937 г. на полигоне в Бутово и похоронен в безвестной могиле среди других безвинно убиенных. В 2000 г. на Юбилейном соборе Русской Православной Церкви протоиерей Михаил был причислен к лику святых новомучеников.