- Жизнь благочиния
- Просветительский центр
- Образование
Священномученик Пётр родился 6 января 1867 г. в семье церковнослужителя на праздник Крещения Господня. Отец его Павел Петрович служил псаломщиком в церкви села Свитино Подольского уезда Московской губернии. В семье, кроме него, было ещё трое детей: сёстры Олимпиада и Наталья, и младший брат Иван.
С детских лет молодой Пётр связал свою жизнь со служением Святой Церкви. По исполнении 10 лет он поступил в Перервенское Духовное училище, а после его окончания - в Московскую Духовную семинарию, которую закончил в 1888 гг. После окончании семинарии подвизался на учительском поприще, сначала учителем Ваниловской церковно-приходской школы Бронницкого уезда, затем учителем церковно-приходской школы села Вертково того же уезда. За свой ревностный труд был отмечен медалями: в 1897 году медалью за участие во всероссийской переписи и в 1900 медалью за 10-летие учительской деятельности. Во время своего служения в качестве учителя церковно-приходской школы села Вертково Петр Любимов женился. Избранницей его была простая крестьянская девушка Агапия Ивановна Шишкова. 10 января 1899 года состоялась свадьба. Венчал новобрачных священник Спасской церкви села Вертково Иоанн Яковлевич Любимов.
Стоит заметить, что здесь Петр Любимов отошел от общепринятых правил того времени, т.к. женился на девушке из крестьянского сословия, что в то время было явлением чрезвычайно редким, в основном выпускники семинарий женились на девицах из духовного сословия.
В том же году у четы Любимовых родилась дочка Татьяна.
В 1900 г. Петр Павлович покинул учительское поприще и устроился на должность псаломщика при церкви Св. Николая в Плотниках на Арбате в Москве. В 1902 г. у Любимовых родилась дочь Клавдия, а через год, в 1903 г. дочь Софья.
26 сентября 1903 г. Пётр Любимов был рукоположен в священники и направлен на должность настоятеля Успенской церкви села Кишкино Бронницкого уезда. Ровно через год после переезда в село Кишкино матушка отца Петра, Агапия Ивановна тяжело заболела чахоткой. Когда состояние молодой женщины стало, еще более ухудшаться, пригласили соседнего священника исповедовать и причастить Святых Христовых Тайн. Напутствовал больную священник соседнего села Вертково Иоанн Любимов, вполне вероятно, что он был ее духовным отцом. После Причастия, примирившись со всеми и исполнившись душевного успокоения, 30 октября 1904 г. матушка скончалась. Было ей тогда всего 25 лет. На отпевание и погребение молодой матушки собралось всё соседнее духовенство. Возглавил богослужение местный благочинный - священник Михаил Соловьёв, настоятель Успенской церкви села Шубино. Через полгода после смерти Агапии Ивановны также от чахотки умерла младшая дочь Софья (23 марта 1905 г.), которой тогда не было и двух лет. Отец Пётр остался один с двумя малышами Татьяной и Клавдией.
Оставшись один, священник Пётр Любимов полностью посвятил себя приходской деятельности. В первую очередь он направил свои силы на строительство новой церкви т.к. старый храм, построенный еще в 18 веке к тому времени сильно обветшал. Дело в том, что в 1901 г. тщанием его предшественника священника Георгия Зерцалова часть церкви, а именно придел во имя преподобного Сергия был перестроен, на месте деревянного был построен каменный. Отец Петр решил завершить работу своего предшественника. 22 мая 1908 г. он подал прошение на имя Преосвященного Трифона (Туркестанова), епископа Дмитровского, где испрашивал благословение на строительство новой церкви. В нем было написано следующее: «Настоящий храм во имя Пресвятой Богородицы в селе Кишкино деревянный, построенный в 1736 году стал ветх и грозит разрушением, а посему является насущная потребность к его исправлению или же построению нового… Посему осмеливаемся просить Ваше Преосвященство разрешить сломать старый деревянный храм, и на месте его построить новый каменный».
Разрешение на строительство было дано 2 марта 1909 года. Архитектором новой церкви был Иван Дмитриевич Боголепов. Получив благословение, отец Пётр активно взялся за строительство. Вполне вероятно, что он привлёк к этому славному делу благотворителей, знакомых ему, когда он трудился псаломщиком в городе Москве. В конце концов, тщанием отца Петра здание церкви было построено, и 29 июля 1912 г. было совершено торжественное его освящение.
Другим видом деятельности священника Петра Любимова было законоучительство, с момента своего настоятельства вплоть до 1918 г. он учил Закону Божию местных кишкинских детей в земской школе.
Церковное начальство высоко ценило заслуги ревностного священника на ниве Божией. В 1907 г. он был награжден набедренником, в 1913 г. правом ношения скуфьи, в 1916 г. награждён камилавкой, в 1920 наперсным крестом, затем в конце 20-х годов возведён в сан протоиерея и позже награждён палицей и митрой.
С началом эпохи коллективизации(1929-1931) повсеместно на Церковь возводятся новые гонения. Церковь душат экономически, устанавливая непосильные налоги с одной стороны, а с другой стороны уничтожается главная опора церкви на селе - зажиточные, богобоязненные крестьяне, прозванные советской пропагандой «кулаками». В 1930 г. гонения не обошли стороной и отца Петра: постановлением местной власти хозяйство его было признано кулацким, и подлежало раскулачиванью, в результате, у священника отобрали корову, некоторое личное имущество. В 1936 г. в соседнем селе Мартыновское органами НКВД был арестован священник Пётр Кедров. В этот момент отец Пётр знакомится со старостой Мартыновской церкви Надеждой Абакумовой. Староста, предвидя, что после ареста священника храм могут закрыть, обратилась к отцу Петру с просьбой, чтобы он периодически служил в церкви. С этого момента протоиерей Пётр Любимов окормлял два прихода, а Надежда Петровна стала его ближайшей помощницей, кроме того, их связывала глубокая духовная дружба.
Мученица Надежда родилась в 1880 г. в селе Милино в крестьянской семье. Как многие крестьянские дети тех лет она с детства помогала родителям по хозяйству, и у неё не было возможности обучится грамоте. Среди крестьян того времени бытовало мнение, что девушкам обучение ни к чему «ребят и цыплят сосчитает», а в семье требовались рабочие руки. По исполнении 19 лет Надежда вышла замуж за Василия Сергеевича Абакумова. Свадьбу сыграли на Фомину неделю 25 апреля 1899 года. Венчал молодых священник Христорождественской церкви села Мартыновское Николай Богоявленский. После этого события Надежда переехала к мужу в село Мартыновское. За время семейной жизни в семействе Абакумовых родилось пятеро детей: Пелагия (1906 г.), Владимир (1908 г.), Иван (1911 г.), Зинаида (1914 г.), и Анна (1917 г.). Но как часто бывало в то время один ребёнок –Владимир, - умер.
Во время Гражданской войны Василия Сергеевича призвали на фронт в действующую армию, где он погиб во время боевых действий. Надежда Петровна остаётся одна с четырьмя малолетними детьми, но, лишившись мужа-кормильца она не опускает руки, но в поте лица трудится на своём хозяйстве. Господь не оставил несчастную вдовицу, хозяйство её было крепким и зажиточным. У неё была приличный дом, лошадь, корова и несколько овец. Кроме того, она начинает вести активное участие в жизни прихода Мартыновской церкви, и с 1925 г. вошла в число членов Приходского совета храма. Известно, что в это время старостой церкви был ее родственник Андрей Петрович Абакумов. В 1928 г. Надежда Абакумова стала старостой церкви, тем самым продолжила фамильную династию старост Мартыновской церкви. В это время Надежда Петровна освоила дар бабки-повитухи, женщины, которая принимает роды. Надо сказать, что такого рода умение требует особой чуткости, непосредственно опыта и своего рода таланта, но особо следует заметить, что участие в рождении ребёнка - есть великий дар Божий. Как видно Господь наделил Надежду Петровну всеми этими качествами. В 20-30 годы все младенцы села Мартыновское и близлежащих сёл прошли через чуткие и любящие руки Надежды Петровны.
Во время коллективизации хозяйство Надежды Абакумовой по тогдашней системе причислили к середняцкому. Середняки же подвергались большим налогообложением и госпоставкам, в 1,5-2 раза больше чем колхозники. Но, несмотря на это, она не вступила в организованный на территории села колхоза «Парижская коммуна», и резко выступала против колхозной системы в целом, что естественно отражалось на отношении к ней местных властей, от которых зависела величина налогообложения. В результате налогового бремени хозяйство Абакумовой стало приходить в упадок, помогать ей было некому, т.к. все дети постепенно перебрались в Москву. Несмотря на то, что она была одинокой вдовой, власти требовали платить налоги сполна. Понятно, что сделать она этого не смогла, за что её судили четыре раза: в 1932 г. - приговор к штрафу в 100 рублей, в 1933 г. судили два раза, приговоры: 500 и 300 рублей, в 1934 г., приговор 500 рублей штрафа. В 1935 г. за неуплату госпоставок сельсовет отбирает и продаёт за долги последнее, что у неё было - корову-кормилицу. Решившись на поиск правды, Надежда Петровна обратилась в Мособлисполком с жалобой на действия сельсовета. Через два года, в 1937 г. из Мособлисполкома пришёл ответ, что сельсовет поступил правильно т.к. Абакумова задолжала государству 184 кг. мяса и 150 литров молока, ввиду этого в возврате коровы Мособлисполком решительно отказал.
После того как у Надежды Петровны отобрали корову, она оставляет занятие сельским хозяйством, да к тому же оно пребывало в полном запустении, из всего имущества у неё было лишь несколько кур. С этого момента Надежда Петровна полностью уходит в церковные дела. Она, как староста церкви должна была следить за сохранностью церковного имущества, заботиться о регулярном проведении богослужений, и отыскивать средства на уплату всевозможных налогов и страховых сборов, которыми тогда облагались церкви. В то время, когда основная масса крестьян и колхозников была ограблена властью, и влачила полунищенское существование найти средства было очень трудно, и это обстоятельство часто приводило к конфликту с финансовыми органами. Так, страховой инспектор по Малинскому району свидетельствовал против старосты следующее: «В первых числах февраля 1938 года приехал в село Мартыновское с целью, чтобы вручить извещение по культовому сбору и получения недоимок страховых платежей, для чего была вызвана гр-ка Абакумова Надежда Петровна, т.к. имелась недоимка страховых платежей в сумме 12 рублей 35 копеек. Абакумова от уплаты категорически отказалась, вследствие чего ей было выписано письменное предупреждение об уплате. Тогда Абакумова изъявила желание об уплате, при взимании пени за неуплату в срок, Абакумова начала ругаться с выкриками, что советская власть нас грабит и добавила, что бывший председатель сельсовета является вредителем».
После ареста настоятеля Мартыновской церкви священника Петра Кедрова Надежда Петровна пригласила служить соседнего священника Петра Любимова. С этого момента вокруг отца Петра и церковной старосты собралась небольшая церковная община. Люди собирались в доме Абакумовой, отмечали церковные праздники, обсуждали текущие проблемы, проводили духовные беседы – все они были жителями села Мартыновское. К этому можно добавить, что, вероятно, все они были под духовным руководством протоиерея Петра.
Надежда Петровна отличалась особой чертой характера, которая часто приводила к конфликтам с местной сельской властью. Она не скупилась на слова обличения относительно колхозной системы и отличалась манерой говорить «правду в глаза». В ответ на это местные власти аккуратно доносили на неё в соответствующие органы. Одним из конфликтов был случай произошедший в 1936 г. В июле того года от удара молнии погибла девочка Александра Урусова. Сельсовет решил организовать похороны в гражданском порядке без священника, но вмешалась Абакумова. Она уговорила родителей девочки совершить похороны по христианскому обычаю, говоря, что «девочка убита Богом». Таким образом, она сорвала безбожные похороны и выставила сельсовет на посмешище. Особое раздражение властей вызывали отношения Надежды Петровны с отцом Петром, которому она всячески помогала. Так, в 1936 и 1937 г. она провела сбор средств и продуктов питания среди жителей Мартыновского, Тютького и соседних сёл, для того чтобы священник мог уплатить страховой сбор и выполнить госпоставки.
С октября 1937 г. в НКВД начинается сбор показаний против протоиерея Петра и Надежды Абакумовой. Лжесвидетелей долго ждать не пришлось, сразу нашлись «сознательные» граждане, которые охотно давали показания, в которых обвиняли священника и старосту в агитации против советской власти и колхозного строя. Так один из свидетелей говорит против отца Петра следующее: «В 1932 году после коллективизации крестьянства священник Любимов совместно с кулаками вёл антисоветскую агитацию против колхозов. Они говорили, что «кто в колхозе останется, тот останется голодным, а за задолженности будут отбирать последних коров». Благодаря этой агитации 24 колхозника подали заявления о выходе из колхозов». Другой лжесвидетель показывает, что «в январе 1938 года священник Любимов в дер. Торчиха во время похорон заявил, что советская власть довела народ до того, что нечем накрыть мёртвого человека». Также один из свидетелей заявлял, что отец Пётр говорил о грядущей войне: «Скоро будет война, и тогда придёт конец советской власти».
Относительно Надежды Абакумовой лжесвидетели также показывали, что она говорила о войне: «Скоро будет война… после войны все старые церкви будут открывать». Но особенно её обвиняли в противлении и глубоком неприятии колхозного строя. Один из свидетелей доносит, что она «вела агитацию против колхозов в том, чтобы колхозники не ходили на работу, и заявляла: «Не получите, а работаете только на государство, а им… всё мало». Этими словами ослабляет трудовую дисциплину среди колхозников». В вину Абакумовой также вменялось общение со священниками и прихожанами церкви. Председатель местного сельсовета свидетельствует следующее: «Абакумова Н.П. – активная церковница… принимала активное участие в отправлении культов… ведёт антисоветскую агитацию в том духе, что некрещёные дети вырастут больные, слепые, уроды и т.п. Известно, что с 1934 года по настоящее время содержит у себя на квартире собрание единомышленников и ведёт среди них антисоветскую агитацию… Абакумова имеет связь с попами с. Кишкино, с. Марьинка (Михневского района) и бывшим попом с. Мартыновское Кедровым. Особо тесную связь Абакумова имеет с попом с. Кишкино. Является проповедницей антисоветского влияния на население от указанного мною попа. Абакумова группирует вокруг себя тех колхозников, которые по тем или иным причинам высказывают свое недовольство колхозом. Среди этих людей ведёт антисоветскую агитацию против колхозов и сов. власти».
2 марта сотрудникам НКВД выписан ордер на арест протоиерея Петра Любимова и Надежды Абакумовой. В ордере на арест отца Петра говорится об обыске «на предмет изъятия оружия и переписки» – по всей видимости, чекисты представляли священника, как руководителя подпольной диверсионной группы. В тот же день страстотерпцы были арестованы, и перевезены в п. Малино. Затем переведены в тюрьму г. Каширы. В ходе обыска в доме, где проживал отец Пётр, сотрудниками НКВД была изъята сумма денег (ок. 1600 руб.), предназначенная для уплаты налогов и страховых сборов на церковь. Во время обыска у Абакумовой сотрудники ничего не обнаружили кроме справок и ключей от церкви.
5 и 6 марта узники подверглись допросам.
Протокол допроса Любимова П.П. от 5.03.1938
- Следствие располагает, что вы в период коллективизации вели антисоветскую агитацию против колхозного строя, признаете ли вы это? – начал допрос следователь.
- Никакой антисоветской агитации с моей стороны никогда не было против колхозного строя.
- Следствие располагает, что вы в июле 1937 г., будучи в селе Мартыновское, говорили, что скоро будет война против советской власти?
- Не помню, был ли я в Мартыновское в июле 1937 г., но разговоров о войне совершенно не было.
Протокол допроса Любимова П.П. от 6.03.1938.
- Когда, и за что ваш брат Иван Павлович выселен органами НКВД?
- Причины высылки моего брата, когда и за что для меня совершенно не известно, но брат мой является псаломщиком, служившим при церкви села Свитино Краснопахрского уезда М.О.
- Был, ли у вас разговор на квартире гр-ке Абакумовой о том, что скоро будет война?
- Никаких разговоров с моей стороны о войне никогда с гр-кой Абакумовой не было.
- Признаёте ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности?
- Виновным себя в предъявленном мне обвинении в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности не признаю.
Протокол допроса Абакумовой Н.П. от 5.03.1938
- Какую вы имели связь со священником с. Кишкино Любимовым П.П., и сколько лет?
- Действительно я, Абакумова, имела связь со священником …Любимовым около трёх лет.
- В чём выражалась ваша связь со священником Любимовым?
- Подтверждаю, что действительно моя связь со священником Любимовым была лично по службе в церкви.
- Какие у вас были разговоры во время посещения квартиры друг друга?
- Во время посещения моей квартиры свящ. Любимовым, вёл со мной разговор: церковь надо поддерживать через верующих, может через год, два что-либо изменится, тогда церковь станет служить по-старому.
- Что этим хотел сказать Любимов, ожидая год или два изменения власти?
- Священник Любимов действительно говорил, что, может, придёт время когда Церковь станет служить, как служила раньше, по вопросу изменения сов. власти Любимов не говорил.
- Следствию известно, что вы, будучи враждебно настроены против сов. Власти, занимались антисоветской агитацией?
- В момент коллективизации, в период 1930 года…я действительно говорила, что колхозы дело плохое, зачем туда входить. В июне 1936 года я говорила гр-ке Урусовой, в тот момент, когда у нее была убита девочка. Я выразила своё мнение в присутствии колхозников, что это произошло от Бога и добавила, кто не будет молиться, того также разобьет громом.
- Следствию известно, что вы как церковная староста собирали единомышленников и говорили, что скоро будет война, тогда мы будем вешать коммунистов.
- С моей стороны были разговоры, что скоро будет война, а о том, что вешать коммунистов, этого я никогда не говорила. Добавлю, что со стороны священника Любимова, других антисоветских агитаций не было.
Протокол допроса Абакумовой Н.П. от 6.03.1938
- Следствием установлено, что вы собирали единомышленников, среди последних вели антисоветскую агитацию о том, чтобы не ходили в колхоз и не платили государству налоги.
- В этом полностью признаю в том, что собирала единомышленников и вела с ними разговоры о колхозном строительстве и неуплате налогов, так как у меня лично сельсовет отобрал корову за неуплату долгов.
- Признаете ли вы себя виновной в антисоветской агитации против советской власти и колхозного строя?
- Виновной себя в антисоветской агитации не признаю, а признаю себя виновной в том, что говорила против колхозов, что колхозное строительство это плохое дело.
- Вы высказывались в первых числах февраля 1938 г., что советская власть грабит людей. Дайте следствию правдивые показания.
- Этих разговоров с моей стороны совершенно не было, а были с моей стороны о том, что платить налог не стану».
Итак, как видно из протоколов допросов протоиерей Пётр отказался признать себя виновным в предъявленных обвинениях, а Надежда Петровна честно признала, что выступала против колхозной системы, но отказалась признать себя виновной в антисоветской агитации.
6 марта следственное дело было направлено на рассмотрение тройки при УНКВД. 9 марта тройка рассмотрела «дело» и приговорила протоиерея Петра и Надежду Абакумову к расстрелу. Казнены святые страдальцы 14 марта на Бутовском полигоне и погребены в безвестной могиле, среди других безвинно убиенных. В 2000 г. оба они были канонизированы в лике святых Новомучеников Русской Православной Церкви.